Профессор А. Б. Фрумкин

По морям, по волнам

Весной 1969 года в Академии замелькало мало знакомое в то время слово: «круиз», то есть морское (или речное) туристическое путешествие.

А все началось с того, что на первый курс поступил бывший мэр Одессы (тогда он назывался председателем горисполкома). Этот слушатель, казалось, воплощал все расхожие представления об одесситах: веселый, общительный, предприимчивый. Он и познакомил нас с капитаном теплохода «Литва», совершавшего рейсы из Одессы в Марсель.

Тот рассказал, что пассажиры у него исключительно иностранцы (лишь иногда отдельные сотрудники советских загранучреждений), и в каждом рейсе чуть ли не половина кают остаются пустыми. Отсюда мысль — почему бы не заполнить эти каюты преподавателями и слушателями Академии (конечно, за плату, хоть и в рублях).

Но не все так просто было в той жизни. Иностранный туризм существовал, но отнюдь не носил массового характера. Академия, например, получала в год несколько путевок с точным определением стран и сроков, и их распределяли так же, как и путевки в санаторий. До «российской» Антальи в Турции, похожей теперь на «немецкую» Майорку в Испании, оставалось еще лет 25. А тут речь шла о том, чтобы отправить сразу сотню туристов из одной организации, да еще вне всякого плана.

Скептики пожимали плечами: «Ничего из этого не выйдет». Энтузиасты (среди них — секретарь парткома Г. М. Тучкин) не сдавались и нажимали на все педали: «А мы все-таки добьемся»; и — добились. Много людей было во-

влечено в эти хлопоты, в их числе и бывшие слушатели на высоких постах.

В середине июля теплоход «Литва» под виртуальным флагом Академии вышел из Одессы. Далее следовали Варна, Стамбул, Афины, Неаполь, Генуя, Марсель и обратно.

Все были довольны, и никто как-то не задумывался над тем, почему понадобилось столько усилий для путешествия, легко доступного обычным французам, итальянцам или немцам, с которыми мы беседовали на палубе своего же, советского судна.