Во время войны обстановка, в которой приходилось организовывать учебный процесс в ВУЗах нашего Отечества, сложилась чрезвычайно трудной, что объяснялось следующими обстоятельствами: студенты массами призывались в ряды Красной Армии и после спешного обучения отправились на фронт, где очень многие погибали. Профессорско-преподавательский состав сильно поредел — большинство ушло на войну, оставались самые пожилые да немногие с физическими недостатками — по зрению и другими.
Сия горькая чаша не минула и Академии, причем, скажем, почти в максимальной степени. В те годы в Академии обучались практически исключительно мужчины, вследствие чего в трагические месяцы обороны Москвы все слушатели Академии пошли в ополченческую дивизию защищать столицу. Многие преподаватели также были мобилизованы, и впоследствии мало кто из них вернулся… Преподаватели женщины-лингвисты также были призваны, т. к. армия нуждалась в переводчиках.
В вестибюле Административного здания Академии размещена «Доска памяти», на которой выгравированы имена павших на фронте слушателей и преподавателей — ополченцев. Судьбы многих ушедших на фронт из Академии остаются нам, к сожалению, неизвестными.
Обратившись к «Доске памяти», вспомним слушателей и преподавателей, отдавших свои молодые жизни за Родину…
Баранский Н. Н. — член-корреспондент АН СССР, автор широко известного учебника географии;
Бережков П. А. — слушатель 1 курса;
Войнов Н. А. — слушатель 1 курса;
Дмитриев Ю. Г. — преподаватель;
Егоров Г. И. — слушатель 1 курса;
Ермилин К. В. — слушатель 1 курса;
Жмурко В. М. — слушатель 1 курса;
Зубов В. М. — преподаватель;
Кузовлев А. В. — слушатель 2 курса;
Никитенко Л. И. — слушатель 1 курса;
Орлов А. Н. — слушатель 2 курса;
Панин П. А. — слушатель 1 курса;
Решетов В. П. — слушатель 2 курса;
Скрипник В. М. — слушатель 1 курса;
Тихомиров В. Н. — слушатель 2 курса.
Вечная им слава и благодарная память Защитникам!
В тот грозный год директором Академии был подполковник Змеул Афанасий Андреевич. Не оставил он своих воспитанников и пошел на фронт вместе с ними, был заместителем командира в той же, где и слушатели, ополченческой дивизии. Ополченцы прибыли на передовую со слабой боевой подготовкой, недостаточно вооруженные, отчасти по этим причинам многие погибали, хотя сражались отважно, стойко и самоотверженно. Афанасию Андреевичу выпала редкая, счастливая доля вернуться с войны, даже с тремя боевыми орденами, и он еще многие годы трудился в Академии проректором по учебной и научной работе, проявив себя выдержанным, приветливым и умелым организатором учебной деятельности Академии.
В дни окончания разгрома немцев под Москвой вышло постановление Правительства о возвращении некоторых категорий студентов на доучивание в ВУЗах, и наши оставшиеся в живых «академики» вернулись в Alma Mater преодолевать дальнейшие невзгоды тех времен. Внешняя торговля налаживала поставки из-за рубежа требуемых сражающейся армией металлов для производства брони и многого другого, поэтому Академия обучала слушателей по соответственно сжатым срокам.
Уже в 1942 и далее в 1943 годах обучение в Академии полностью функционировала и наращивала «обороты».
Одним из немногих вернувшихся на учебу в Академию с войны был Константин Александрович Павлов набора 1940 года, но он смог продолжить обучение в Академии только в 1945 году после демобилизации. Константин Александрович стал профессором, хорошо известным многим поколениям выпускников как вдумчивый, требовательный и общительный.
Его лекции на кафедре международной и внешней торговли всегда отличались глубоким, критическим анализом предмета, учили самостоятельному и ответственному подходу при решении практических задач бизнеса.
В то далекое время 1943 года, когда Академия вновь стала действовать, условия учебы были далеко не такие, как нынче. Скудные пайки хлеба, слабое питание истощали слушателей и преподавателей, бывали случаи головокружения от недоедания, а зимой отопление было совсем слабым.
Чтобы как-то облегчить положение с питанием, повсеместно стали за- саживать картофелем любые мало-мальские пригодные соседние площадки земли. Все «академики» старательно ухаживали за своими спасительными огородиками.
Касающимся огородных дел был Приказ по Академии № 51 от 1 июня 1943 года, где говорилось: «В связи с огородными работами перенести выходной день с воскресенья 4-го июня на четверг 1-го июня. Директор Академии И. С. Потапов».
Как трудно было с семенным картофелем!
Приказ № 53 от 02. 06. 1944 года объявляет о командировке в Тульскую область сотрудника Академии Киселева Г. В. за семенным картофелем для коллективного огорода слушателей и преподавателей…
И далее глубоко трагичное. Приказ по Академии № 58 от 21. 06. 44 г. сообщает об убийстве сотрудника Академии тов. Киселева в г. Туле при нападении грабителей с целью завладеть семенным картофелем…
Проблемой было тогда заменить рвущуюся одежонку или обувку. Руководство Академии старалось по возможности помогать и в этом. Так, в качестве премии некоторым отличникам, Приказом по Академии выделялись новые (!) кирзовые ботинки, коих практически хватило до конца войны. Одежду в магазинах продавали по распределительным талонам в мизерном количестве неким счастливчикам; на «барахолке» они были недоступны студентам по неподъемно высоким ценам.
Вообще, для студентов военных годов были проблемой частые отключения света, поэтому студенты искали освещенные окна первых этажей важных объектов, где свет не отключался, там они стояли группами и делали домашние задания, частенько на газетах между строчками, умудряясь при этом учиться на отлично! С бумагой-то было примерно так же, как и с ботинками. Курильщикам была проблема — даже скрутить самокрутку табака «козью ножку», на которую необходим был обрывочек уж любой бумаги…
Академия медленно «восставала из пепла». В 1943−44 годах учебная работа дополняется и совершенствуется, так формируется состав Библиотечного Совета — Приказ по Академии № 13 от 12.02.1944 г.
С марта 1944 года вводится день самостоятельной работы слушателей — четверг. Это дни консультаций, работы учебных кабинетов — все это для повышения качества обучения в Академии.
С марта 1945 года начинает проводиться обязательная утренняя зарядка для слушателей, перед началом занятий, в 8. 00 утра, в соответствии с распоряжени- ем Наркома внешней торговли А. Н. Микояна. Забота об укреплении здоровья слушателей. Интересно, что Мао Цзедун в свое время, узнав, что китайские студен- ты, в частности, в Москве, стали похварывать, — дал строгий приказ занимать- ся спортом. Реакция — все китайские студенты толпами ринули бешено бе- гать, плавать, короче, заполонили все спортивные сооружения и площадки.
Академия продолжала расправлять плечи — с февраля 1944 года стали работать 6-месячные курсы по конъюнктуре для повышения квалификации работников системы НКВТ, с отрывом от производства на два рабочих дня в неделю. В том году в Академии учились даже 7 женщин, успешно и старательно, и заслуживали положительных оценок в приказах по Академии.
Интересно обратить внимание на тематику дипломных работ того времени. Например, следующие темы:
— «Станкостроение в США в условиях войны».
— «Внешняя политика Финляндии в период Второй мировой войны».
— «Внешняя политика фашистской Германии».
Иллюстративно здесь отметить, насколько разительно отличались множительная техника того времени от нынешней.
Копирование документов, изготовление учебных пособий производилось на допотопных аппаратах — стеклографах, на которых еще при царе печатались листовки, удручающе малой производительности. Работа на них была вредной, использовалась дурно пахнущая краска, продавливаемая резиновым валиком сквозь отверстку оригинального экземпляра-матрицы на стеклянную пластину-подложку, с которой и переводили изображения на чистый лист бумаги. Копий получалось немного, и надо было «песню» заводить заново.
Мысленное сопоставление с современным ксероксом дает явственную картину несомненного контраста: ксерокс работает от нажатия кнопки.
Подходили явственные месяцы, отведенные строгой историей для Великой Победы в этой беспощадной, кровавой сече, разбивающей сердце. Выстояли, выпрямились, засучили рукава для поднятия страны.